Принят Закон о дерегуляции в сфере земельных отношений в Украине

Верховная Рада все-таки приняла Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений» или Законопроект под № 2194.

Данное сообщение было размещено на сайте Верховной Рады 28.04.2021г.

Закон предусматривает реформирование системы управления в сфере земельных отношений и снятия искусственных ограничений хозяйственной деятельности для упрощения доступа к земельным ресурсам населения и бизнеса, отмена лишних разрешений и дублирования процедур проверки документации по землеустройству; введение независимого контроля документации по землеустройству через общественную экспертизу или рецензирования; предоставление сведений документации по землеустройству статуса публичных, открытых и общедоступных данных; интеграцию и унификацию землеустроительной, топографо-геодезической и картографической деятельности; введение страхования профессиональной ответственности исполнителей работ по землеустройству как альтернативы государственному контролю; уменьшение стоимости работ и продолжительности времени, затрачиваемого на выполнение процедур, связанных с проведением землеустройства; уменьшение рисков взяточничества и коррупции.

Законом отменяются требования относительно целевого использования земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно Закону, «изменение целевого назначения земельных участков, не относящихся к государственной или коммунальной собственности, осуществляется сельским, поселковым, городским советом».

Законом установлено, что «проект землеустройства по отводу земельного участка (кроме земельных участков государственной или коммунальной собственности), целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу владельца земельного участка без предоставления разрешения Совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработка ».

Законом установлены ограничения в использовании земель территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Согласно Закону, «Особый режим охраны, воспроизводства и использования земель территорий и объектов природно-заповедного фонда распространяется на все расположенные в пределах таких территорий и объектов земли и земельные участки независимо от формы собственности и целевого назначения».

Законом устанавливается, что «разделение, объединение земельного участка, находящегося в пользовании, осуществляется по соглашению землепользователя, залогодержателя. Подлинность подписи на таком согласии удостоверяется нотариально. Земельные участки могут быть объединены, если они имеют одинаковое целевое назначение. В случае раздела земельного участка, объединение земельных участков сформированы земельные участки сохраняют свое целевое назначение ».

Согласно Закону, «земельные участки сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство юридическими лицами, которые в соответствии с Земельным кодексом не могут приобретать их в собственность, подлежат отчуждению в течение одного года».

Законом определено, что «площадь земельного участка, предоставляемого гражданину в аренду для огородничества, не может превышать 0,6 гектара».

Законом установлено, что «земельные участки сельскохозяйственного назначения частной собственности могут быть отчуждены только по договорам купли-продажи, дарения, пожизненного содержания, наследственного договора, мены, путем внесения в уставный (складочный) капитал или путем обращения взыскания на них».

Законом устанавливается, что «площадь земельного участка сельскохозяйственного назначения государственной или коммунальной собственности, право аренды, эмфитевзис которой выставляется на земельные торги, не может превышать 20 гектаров».

Законом определен порядок изъятия земельных участков из постоянного пользования. Земельные участки, предоставленные в постоянное пользование из земель государственной и коммунальной собственности, могут изыматься для общественных и иных нужд по решению органов, осуществляющих распоряжение земельными участками в соответствии с их полномочиями.

Законом установлено, что «органы местного самоуправления решают земельные споры в пределах территории территориальных общин относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, ограничений в использовании земель и земельных сервитутов, соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры по разграничению границ районов в городах ».

Законом установлено, что «общественный контроль за использованием и охраной земель осуществляется общественными инспекторами, которые назначаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды, соответствующими органами местного самоуправления и действуют на основании положений, утвержденных в соответствии центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере земельных отношений, центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, соответствующей советом».

Законом установливается, что «Государственный контроль за использованием и охраной земель всех категорий и форм собственности осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений. Государственный контроль за использованием и охраной земель также осуществляют исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в пределах полномочий, определенных законом, в случае принятия соответствующим советом решения об осуществлении такого контроля ».

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, соблюдением требований законодательства Украины об охране земель устанавливается настоящим Законом, Земельным кодексом Украины, законами Украины «Об охране земель», «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

Законом устанавливается, что «документация по землеустройству разрабатывается в электронной и бумажной формах в виде схемы, проекта, рабочего проекта или технической документации. Утверждена документация по землеустройству является публичной и общедоступной».

Законом введен ряд изменений к полномочиям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, центральных органов исполнительной власти в сфере использования и охраны земель; введено определение терминов «территория территориальной общины», «предел территории территориальной общины».

Соответствующие изменения также внесены в ряд законодательных актов, среди которых: Земельный, Водный, Лесной кодексы, Кодекс об административных правонарушениях кодексы Украины, законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «О местном самоуправлении в Украине», «О местных государственных администрациях», «Об аренде земли», «Об оценке земель», «О государственном контроле за использованием и охраной земель», «Об охране земель», «О Государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О топографо-геодезической и картографической деятельности», «О регулировании градостроительной деятельности» и др.

Напомним, что для полноценного запуска рынка земли Верховной Раде необходимо еще принять целый ряд Законов, а именно:

«О фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве» (законопроект № 3205-2);

«Об обеспечении права работников государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций на получение земельной частки (пая)» (законопроект № 3012-2);

«О продаже земельных участков на электронных земельных торгах» (законопроект № 2195).