Последняя редакция законопроекта о рынке земли

Последняя редакция законопроекта о рынке земли
Законопроект о рынке земли

В законопроект о рынке земли внесли изменения и дополнения. Рассмотрим последнюю редакцию законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения.»

Приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения имеют право:

— граждане Украины;

— юридические лица Украины, созданные и зарегистрированные по законодательству Украины, участниками (акционерами, членами) которых являются только граждане Украины и / или государство, и / или территориальные общины;

— территориальные общины;

— государство;

— право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения может приобретаться банками только в порядке обращения взыскания на них как на предмет залога (такие земельные участки должны быть отчуждены банками на земельных торгах в течение двух лет со дня приобретения права собственности);

— иностранцам, лицам без гражданства и юридическим лицам запрещено приобретать доли в уставном (складочном) капитале, акции, паи, членство в юридических лицах (кроме как в уставном (складочном) капитале банков), которые являются владельцами земель сельскохозяйственного назначения до дня одобрения этого на референдуме.

Законопроектом запрещается приобретение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения:

— юридическим лицам, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются лица, не являющиеся гражданами Украины — на земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, земельные участки сельскохозяйственного назначения, выделенные в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), и которые расположены ближе 50 километров от государственной границы Украины (кроме государственной границы Украины, которая проходит по морю);

— юридическими лицам, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются граждане государства, признанного Украины государством-агрессором или государством-оккупантом;

— лицам, которые принадлежат или принадлежали к террористическим организациям;

— юридическим лицам, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются иностранные государства;

— юридическим лицам, у которых невозможно установить бенефициарного собственника (контроллера);

— юридическим лицам, бенефициарные владельцы (контроллеры) которых зарегистрированы в оффшорных зонах, отнесенных в перечень оффшорных зон Кабинетом Министров Украины;

— физическим и юридическим лицам, в отношении которых применены специальные экономичные и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях» в виде запрета на заключение сделок по приобретению в собственность земельных участков, а также связанными с ними лицами; — юридическим лицам, созданным по законодательству Украины, находящихся под контролем физических и юридических лиц, зарегистрированных в государствах, включенных Международной группой по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) в список государств, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности юридического лица (кроме банков) не может превышать общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности всех ее участников (членов, акционеров), но не более 10 000 гектаров.

Общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности гражданина не может превышать 10 000 гектаров.

При этом, если гражданину принадлежит право собственности на долю в уставном (складочном) капитале, в паевом фонде юридического лица или на только отдельные акции, паи, то считается, что такому гражданину, кроме земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, также принадлежит право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью, равной площади земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности юридического лица, участником (членом, акционером) которой он является, умноженной на размер доли такого гражданина, выраженной в процентах, в уставном (складочном) капитале, паевом фонде этого юридического лица.

Расчеты, связанные с уплатой цены земельных участков сельскохозяйственного назначения по гражданско-правовым договорам, осуществляются только в безналичной форме.

Законопроектом не допускается приобретение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения по возмездным договорам при отсутствии у приобретателя  документов, подтверждающих источники происхождения средств или других активов, за счет которых приобретается такое право.

Купля-продажа земельного участка будет осуществляться с соблюдением преимущественного права на ее приобретение. Преимущественное право на приобретение земельного участка может быть передано его субъектом другому лицу, о чем такой субъект должен письменно уведомить собственника земельного участка.

Законопроект предусматривает основания прекращения права собственности на земельный участок лица, которому земельный участок не может принадлежать на праве собственности или в связи с нарушением обязанности по ее отчуждения в течение установленного законом срока:

— Если к лицу переходит право собственности на земельный участок, который по настоящему Кодексу не может приобретаться им в собственность, этот участок подлежит отчуждению его владельцем в течение года с момента перехода такого права.

— В случае если в соответствии с законом собственник земельного участка обязан отстранить ее в течение определенного срока и земельный участок не была отчужден им в течение такого срока, такой участок подлежит конфискации по решению суда.

— В случае нарушения требований закона по предельной площади земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности одного лица, земельные участки, площадь которых превышает указанные предельные размеры, конфискуются по решению суда

Иск о конфискации земельного участка подается в суд органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель. Конфискованный земельный участок по решению суда подлежит продаже на земельных торгах. Цена проданной на земельных торгах земельного участка, за вычетом расходов, связанных с его продажей, выплачивается его бывшему владельцу.

Также, законопроектом устанавливается, что до 1 января 2030 года цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативной денежной оценке.

Законопроектом устанавливается, что нотариус при удостоверении сделки об отчуждении земельного участка сельскохозяйственного назначения проверяет соблюдение ограничений по общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, вправе приобретать в собственность одно лицо. Такая проверка осуществляется с использованием сведений Государственного реестра прав на недвижимое имущество, Государственного земельного кадастра и Государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований. Если по результатам проверки выявлено несоответствие таким требованиям, нотариус отказывает в удостоверении сделки

Законопроектом предлагается открыть рынок земли с 1 октября 2020 года.