Закон Украины о создании и деятельности семейных фермерских хозяйств.
15 августа 2018 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств» (далее по тексту — Закон о семейных фермерских хозяйствах).
Данный Закон Украины был принят Верховной Радой Украины 10 июля 2018 года за № 2497-VIII.
Рассмотрим основные положения Закона о семейных фермерских хозяйствах.
Законом о семейных фермерских хозяйствах внесены изменения в Налоговый кодекс Украины и введено понятие «физические лица – предприниматели» и расширен перечень субъектов, которые могут входить в четвертую группу плательщиков единого налога — сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Физические лица – предприниматели — осуществляющие деятельность исключительно в пределах фермерского хозяйства, зарегистрированного согласно Законом Украины «О фермерском хозяйстве», и соответствующие следующим требования:
осуществляют исключительно выращивание, откорм сельскохозяйственной продукции, сбор, отлов, переработку такой собственно-выращенной или откормленной продукции и ее продажу;
осуществляют хозяйственную деятельность по месту налогового адреса;
не используют труд наемных лиц;
членами фермерского хозяйства такого физического лица является лишь члены его семьи;
площадь сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда в собственности и / или пользовании членов фермерского хозяйства составляет не менее 2-х гектаров, но не более 20тигектаров.
Физические лица — предприниматели, которые избрали упрощенную систему налогообложения и ставку единого налога четвертой группы, или перешли на применение ставки единого налога, установленной для четвертой группы, впервые должны уплачивать единый налог в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в котором произошло такое избрание или переход, в котором произошло образование (возникновения права на земельный участок).
Об избрании или переходе на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога четвертой группы физические лица — предприниматели подают в контролирующий орган заявление.
Заявление подается по выбору налогоплательщика одним из способов:
1) лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
2) направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
3) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством;
4) государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации, подаваемого для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя. Электронная копия заявления, изготовленная путем сканирования, передается государственным регистратором в контролирующий орган одновременно со сведениями заявления о государственной регистрации на проведение государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя.
При этом, физического лица — предприниматели, которые подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога четвертой группы, впервые должны подать отчетность в течение 20 календарных дней со дня подачи такого заявления.
Зарегистрированные физические лица – предприниматели до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога четвертой группы, считаются плательщиками единого налога со дня государственной регистрации.
Теперь в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщик налогов должен включать суммы доходов от физических лиц — плательщиков единого налога четвертой группы, и указывать суммы таких доходов в годовой налоговой декларации за отчетный год и самостоятельно уплачивать с них установленные налоги и сборы.
Также суммы налога, начисленные налоговым агентом с доходов за сдачу физическими лицами в аренду, субаренду, эмфитевзис земельных участков, земельных долей (паев), выделенных либо не выделенных в натуре (на местности), уплачиваются таким налоговым агентом в соответствующий бюджет по местонахождению таких об объектов аренды, субаренды, эмфитевзиса.
Законом о семейных фермерских хозяйствах внесены изменения и в Закон Украины «О фермерком хозяйстве».
Теперь, семейное фермерское хозяйство без статуса юридического лица может создаваться физическим лицом самостоятельно или совместно с членами его семьи на основании договора (декларации) о создании семейного фермерского хозяйства.
Договор о создании семейного фермерского хозяйства заключается физическим лицом совместно с членами его семьи в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению по месту нахождения имущества и земельных участков фермерского хозяйства.
Декларация о создании семейного фермерского хозяйства (в случае единоличного ведения такого хозяйства) составляется физическим лицом самостоятельно в письменной форме.
Председателем семейного фермерского хозяйства без статуса юридического лица является член семьи, определенный договором (декларацией) о создании семейного фермерского хозяйства, который регистрируется как физическое лицо — предприниматель.
После заключения (составления) договора (декларации) о создании семейного фермерского хозяйства председатель семейного фермерского хозяйства должен зарегистрироваться как физическое лицо — предприниматель или зарегистрировать изменения в сведения о физическом лице — предпринимателе.
От имени семейного фермерского хозяйства без статуса юридического лица вправе выступать глава этого хозяйства или уполномоченный им в установленном гражданским законодательством порядке один из членов хозяйства.
Условиями договора (декларации) о создании семейного фермерского хозяйства является:
а) наименование, местонахождение (адрес) хозяйства, цель и виды его деятельности;
б) порядок принятия решений и координации совместной деятельности членов хозяйства;
в) правовой режим общего имущества членов хозяйства;
г) порядок покрытия расходов и распределения результатов (прибыли или убытков) деятельности хозяйства между его членами;
г) порядок вступления в хозяйство и выхода из него;
д) трудовые отношения членов хозяйства;
е) фамилия, имя и отчество членов хозяйства, степень их родства, паспортные данные и регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте, регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков не указываются)
е) иные положения, не противоречащие действующему законодательству.
Типовая форма договора (декларации) о создании семейного фермерского хозяйства должна быть утверждена центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной аграрной политики.
Также, фермерским хозяйствам со статусом семейных фермерских хозяйств предоставлена дополнительная государственная поддержка на уплату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Законом о семейных фермерских хозяйствах внесены изменения и в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины».
Законом предлагается дополнительная финансовая поддержка семейных фермерских хозяйств через механизм доплаты в пользу застрахованных лиц — членов/председателя семейного фермерского хозяйства единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме:
0,9 минимального страхового взноса — первый год;
0,8 минимального страхового взноса — второй год;
0,7 минимального страхового взноса — третий год;
0,6 минимального страхового взноса — четвертый год;
0,5 минимального страхового взноса — пятый год;
0,4 минимального страхового взноса — шестой год;
0,3 минимального страхового взноса — седьмой год;
0,2 минимального страхового взноса — восьмой год;
0,1 минимального страхового взноса — девятый и десятый годы.
Такая финансовая поддержка будет предоставляться за счет средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, в том числе за счет средств, направляемых на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Финансовая поддержка будет предоставляться исключительно при условии, что его председатель платит за себя и за каждого из членов своего фермерского хозяйства (если они не подлежат страхованию на других принципах) единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в сумме, не меньше по:
0,1 минимального страхового взноса — первый год;
0,2 минимального страхового взноса — второй год;
0,3 минимального страхового взноса — третий год;
0,4 минимального страхового взноса — четвертый год;
0,5 минимального страхового взноса — пятый год;
0,6 минимального страхового взноса — шестой год;
0,7 минимального страхового взноса — седьмой год;
0,8 минимального страхового взноса — восьмой год;
0,9 минимального страхового взноса — девятый и десятый годы.
Порядок предоставления такой финансовой поддержки будет определяться Кабинетом Министров Украины. Можно предположить, что будет разработан и утвержден отдельный нормативный документ по регулированию данного вопроса.
Как видим, законодатель принял Закон о семейных фермерских хозяйствах с целью законодательного урегулирования существования такой формы, как семейные фермерские хозяйства. Также, законодатель преследовал цель пополнить бюджет за счет легализации налогообложения доходов таких семейных фермерских хозяйств, дать возможность членам таких фермерских хозяйств получать в будущем достойную пенсию.
Можно подытожить, что Законом о семейных фермерских хозяйствах заложены неплохие основы для создания семейных фермерских хозяйств, отнесения таких хозяйств к плательщикам единого налога четвертой группы, введением дополнительной финансовой поддержки таких хозяйств путем доплаты в пользу застрахованных лиц семейного фермерского хозяйства единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за счет бюджета.
Теперь только можно смотреть за тем, как государство будет поддерживать и стимулировать развитие семейного фермерского хозяйства в Украине, как будет принимать соответствующие статьи в бюджет Украины, утверждать порядок предоставления финансовой поддержки семейным фермерским хозяйствам.