Законопроект № 5535 депутата Мушакова О.П. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
Как известно, в Верховней Раде Украины зарегистрирован законопроет № 5535 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту – Законопроект № 5535) депутами Мушаком Алексеем, Хланем Сергеем, Резаненко Павлом.
Расмотрим основные положения Законопроекта № 5535.
Этот Законопроет № 5535 рассчитан на снятие моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность на основании:
Гражданско-правового договора;
Внесения земельных участков в уставной капитал юридического лица;
Принятия наследства.
Продажа земельных участков сельзназначения государственной и коммунальной собственности осуществляется путем проведения электронных земельных торгов.
Стартовая цена продажи земельного участка сельхозназначения не может быть ниже за ее экспертную оценку.
Продажа земельных участков сельхозназначения, пребывающих в частной собственности, осуществляется по инициативе этих собственников путем заключения договоров купли-продажи с покупателями или на конкурентных началах путем электронных земельных торгов. В таком случае, стартовая цена продажи такого земельного участка не может быть ниже за ее экспертной оценки.
Продажа земельных участков сельхозназначения государственной или коммунальной собственности, на которых размещены объекты недвижимого имуществафизических или юридических лиц, осуществляется этим лица по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления без проведения электронных земельных торгов.
Отчуждение банками и иными финансовыми учреждениями земельных участков сельхозначения, право собственности на которые перешло до них в счет погашения задолженности по договорным обязательствам, проводится на протяжении одного года с дня приобретения земельного участка такими банками и иными финучреждениями путем проведения электронных земельных торгов. При этом банк, финучреждение обязаны этот земельный участок сельхозназчения выставить на торги на протяжении 2-х месяцев с даты приобретения права собственности.
Если банк, финучреждение на протяжении одного года не проведут отчуждение земельного участка сельхозначения, то центральный орган исполнительной власти по государственной политике в сфере земельных отношений может осуществить отчуждение такого земельного участка на конкурентных основаниях путем проведения электронных земельных торгов и оформить необходимые для отчуждения документы, действуя от имени банка, финучреждения.
При таком отчуждении земельного участка сельхозначения центральный орган исполнительной власти по государственной политике в сфере земельных отношений не требует каких-либо дополнительных полномочий или оформления каких-либо уполномачивающих документов банком или иным финучреждением, от имени которго он действует. В этом случае за организацию отчуждения земельных участков сельхозначения центральный орган исполнительной власти по государственной политике в сфере земельных отношений получает плату в размере 10 % от цены продажи земельного участка. При этом, центральный орган исполнительной власти по государственной политике в сфере земельных отношений на протяжении 10-ти банковских дней перечисляет банку или иному финучреждению полученные средства от покупателя за вычетом затрат на организацию и проведение электронных земельных торгов, проведение экспертной оценки земельного участка.
При продаже доли в праве совместной собственности на земельный участок сельхозначения преимущественное право имеют совладельцы. При этом собственник доли обязан письменно уведомить всех совладельцев земельного участка о продаже доли с указанием цены и условий продажи не меньше, чем за 30-ть календарных дней до продажи.
Сохраняется право пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения при переходе права собственности на нее.
Собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения имеет право обменять ее на равноценный земельный участок согласно законодательства. Законопроектом № 5535 предлагается возможность передачи земельного участка большей стоимости, предусматривающей выплату собственником разницы в стоимости такого земельного участка или меньшей, предусматривающей выплату собственником разницы в стоимости такого земельного участка.
Законопроектом № 5535 предлагается ввести отдельный закон по консолидации земель сельскохозяйственного назначения.
Изменение целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения может быть осуществлена не раньше 3-х лет с момента приобретения права собственности на такой земельный участок.
Земельные участки не могут передаваться в залог с целью обеспечения обязательств перед кредиторами, которые не могут выступать приобретателями земельных участков сельскохозяйственного назначения. Не допускается и замена кредитора в обязательстве на лицо, которое не может быть приобретателем земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Запрещается осуществлять деление земельного участка сельскохозяйственного назначения на лощадь меньше 1 га.
Лицам, которые не могут иметь в собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения, обязаны провести отчуждение таких земельных участков на протяжении 1-го года с даты приобретения права собственности. Если не произойдет отчуждение земельного участка сельхозначения лицом, не имеющим права на этот земельный участок, то отчуждение может осуществляться центральным органом исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере земельных отношений, путем проведения электронных земельных торгов. При этом центральному органу исполнительной власти не требуется дополнительных полномочий от собственника земельного участка.
Если земельный участок сельхозначения не будет продан центральным органом исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере земельных отношений, на электронных земельных торгах на протяжении года, то этот центральный орган имеет право сдать это земельный участокв в аренду на срок до одного года. За организацию заключения такого договора аренды земельного участка сельхозначения центральный орган взимает плату в размере 10 % от предусмотренного договором размера арендной платы за весь период аренды. Эти 10 % центральный орган перечисляет собственнику земельного участка.
Законопроектом № 5535 предлагается ввести граничную площадь прибретения в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения в размере 500 га на физическое лицо. При приобретении в собственность физическим лицом земельных участков земельных участков, превышающих 200 га по договорам купли-продажи, то такое лицо обязано подать электронную декларацию с документами, подтверждающими доходы этого лица. Общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, которая может быть в собственности юридического лица, с учетом площади земельных участков лиц, связанных отношениями контроля, не может превышать 33 % площади сельскохозяйственных угодий территории территориальной громады или района.
До 01.01.2020 г. приобретателями земельных участков сельскохозяйственного назначения могут быть только граждане Украины, территориальные громады в лице органов местного самоуправления, государство в лице органов исполнительных органов.
Юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения с 01.01.2020г.
Вывод по Законопроекту № 5535.
Плюсом является снятие моратория и разрешение купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, введение электронных земельных торгов, наделение центрального органа исполнительной власти (Госземкадастр) полномочиями по отчуждению земельных участков, которые не могут принадлежать лицам согласно требований законодательства.
Недоработкой Законопроекта № 5535 является:
не четкое определение рамок полномочий Госземкадастра по отчуждению земельных участков, которые не могут принадлежать лицам, а также средств, которые он получит за проведение такого отчуждения земельного участка;
иностранцы получат право приобретать земельные участки с 2020г.;
введение ограничения для юридического лица владения 33 % сельхозземель одного территориального объединения или района;
ограничение на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения одним лицом не больше 200 га, за размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения для юридических лиц ничего не сказано.